МТЗ 1221: устройство и регулировки муфты сцепления
Трактор МТЗ-1221 Беларус - техника, которую производит Минский тракторный завод. Это одно из самых надежных сельскохозяйственных устройств. Его конструкция, а также рабочие механизмы предназначены для выполнения разнообразных задач: в сельском хозяйстве обработка полей и посевов, в ЖКХ тягач и уборщик, обязательная часть автопарка дорожно-строительных служб.
У этой техники второй тяговый класс, он работает на двигателе мощностью 130 л/с, которая усилена специальной трансмиссией.

Конструкция
Беларус 1221 оснащен сцеплением для управления работой вала двигателя с трансмиссией. Узел диафрагменный с принципом отделения двигателя от передаточного узла при переключении режимов.
Функция механизма – передача, разрыв потока мощности от двигателя на трансмиссию устройства, изменение мощности путем регулировки числа коробки передач, остановка техники.
Сцепление с диафрагменным принципом отделения двигателя от передаточного узла при переключении режимов.
Свойства:
- Фрикционный цилиндрический сцепной прибор (муфта) из двух дисков (нажимного, среднего), которые запускают маховой вал через взаимодействие трех шипов с углублениями в маховом элементе;
- Диски силового вала (оснащен виброгасителями, чтобы снизить колебания при работе);
- Передача вращательного усилия от ведущей части движка к трансмиссионному механизму прочно фиксируется пружинами;
- Переключение фрикциона контролируют стержни-рычаги;
- Внутри каркаса конструкция сцепления 1221 зафиксирована на опорной системе из вилок, диска с креплением гайка-шайба.
Схема устройства сцепления на мтз 1221 сконструировано с расчетом на высокую надежность узла, за счет чего у трактора высокая тяговая сила. Он может тащить тяжелые прицепы на неблагоприятной для движения почве. Оснащение мтз вибрационными, пружинными механизмами сделало регулировку хода плавной.
Тяговая техника, благодаря инженерным решениям, получилась надежной, сбалансированной, комфортной в работе.
Демонтаж, установки
Снятие, регулировка, обратный монтаж сцепления – процесс настройки механизма для эффективной работы МТЗ 1221.
Регулировка двигатели Д-260.2 и Д-260.1 производится последовательно, так как устройство сконструировано в единую корзину с помощью технологических опор, фиксаторов. Такое решение помогает снизить воздействие вибрации, выстроить плавное взаимодействие деталей.
Процесс разборки тракторного фрикциона на 1221 выглядит следующим образом:
- Отделите корпус от опорной плиты.
- Сожмите фиксирующие пружины, вкрутите винты в монтажные проемы;.
- Удалите винтовые муфты (шесть единиц), которые крепят фундаментный и надавливающий диски;
- Поочередно снимите кольцевые плоскости;
- Уберите стопорные элементы: резьбовые фиксаторы, стопорные плоскости, шайбы;
- Освободите выжимные рукоятки в несущей конструкции через зажимную гайку.
Обратный порядок соблюдается при монтаже сцепления мтз 1221. Установка начинается с закрепления давящего фиксатора на пластинах.
Для облегчения работы можно предварительно пометить положение деталей по отношению к центровочному стержню, а также друг друга. При монтаже сцепного прибора в соединении с двигателем потребуется использование специального устройства - имитатора вала шлицевой оправки. Это устройство обеспечивает центрирование деталей по отношению к хорду ведущего вала.
В процессе установки в корзину на опору можно воспользоваться скобами или удлиненными болтами, чтобы рычагами сжать детали в единую конструкцию, преодолев сопротивление пружин.
Сборка сцепления МТЗ 1221 начинается с крепления инструмента в подшипнике махового вала, чтобы иметь возможность устанавливать компоненты через шлицы оправки.

Первый шаг сборки – присоединение начальной фрикционной пластины, которую ставим удлиненной стороной втулки к зубчатке. Средняя, ведомая кольцевые плоскости занимают такое положение, чтобы короткие навершия были направлены навстречу. Такая позиция вдевает центровую пластину в технологические отверстия, соединяя с маховой зубчаткой движка.
Фиксацию обеспечит нажимная деталь, ее уплотняем в пальцы прижимными технологическими винтами.
После крепежа фитинга, можно убирать технологические винтовые фиксаторы, переходить к остальным этапам работы со сцеплением.
Регулировка
Настройка фрикционного устройства важна для мотора, чтобы подача вращательной силы, а значит переключение скоростей, хода, было плавным. Регулирование движения частей механизма – стандартный регламент при техосмотре либо ремонте техники, замене вышедших из строя запчастей.
Нарушение в работе сцепления выражается как пробуксовка из-за слабой сцепки деталей, нарушения баланса, ослабления пружинных устройств. Если не проводить регулярное восстановление, то снизится мощность 1221, техника быстро придет в негодность.
Монтаж проводится поэтапно – настройка верной позиции зажимных клипс (лапок), затем регуляция автономного движения ножных клавиш.
Лапки
Корзина должна быть перед началом работ находится в первоначальной позиции, передача разъединена с передаточной частью двигателя.
Клипсы со втулкой шлицевого ступичного узла устанавливается с зазором в 14 мм.
Корректировка конструкции клипс идет с помощью фиксирующих регуляторов. Закручивайте либо откручивайте винты так, чтобы просвет не оставлял более 0,3 мм. За счет этого детали расположены на одной линии, что делает выжим плавным. Мягкая передача импульса создает правильный контакт диска с маховиком без перекоса, который является причиной изнашивания деталей.
Как проверить ровное расположение в единой плоскости при каждой фиксации отжимного рычага?
После того как стопорное приспособление установило рычаг в нужном месте, используем ровную пластинчатую деталь для проверки, например, кусок стекла или пластика. Прикладывая ее, можно убедиться в верном положении частей деталей относительно махового вала.
Центрирование конструкции сцепления происходит на имитаторе – фальшвале, здесь проводится первичная стыковка вращающихся элементов.
Холостое движение
Свободное движение клавиши фрикционного сцепления на МТЗ при отключенном моторе происходит в разбеге 40 - 50 мм.
К чему может привести нарушение работы блока?
Избыточный свободный ход спровоцирует отключение муфты, а вслед за этим проблемы при переключении передач при управлении мтз.
В то же время, недостаток свободного хода может спровоцировать проскальзывание дисков муфты, что, в свою очередь, способствует их быстрому износу и может вызвать перегрев компонентов сцепления.
Если значения регулируемого параметра выходят за допустимые пределы, необходимо настроить взаимодействие деталей.
Действия по настройке МТЗ 1221:
- Отвинтить, но не до конца держатели на тяге;
- Извлеките шплинты из скрепляющих стержней (пальцев) в петле вилицы;
- Разъединить тяговой блок и узел рычагов;
- Раскрутить держатель до высвобождения регулировочного штифта, чтобы ножная клавиша касалась пола;
- Зафиксируйте рычаг сцепления в достигнутой позиции закручиванием держателя;
- Поверните стержень налево до упора в отжимной шарикоподшипник (размер тяги должен сходиться с зазорами сопряжения шпильки со стержнем);
- Вилочный разъем уменьшаем до 5 поворотов, чтобы сократить размер тяги;
- Коннектор совмещает вилку и рукоятку;
- Верните шплинт в исходную позицию, зафиксируйте винтовым фиксатором.
После монтажа рычаг сцепления должен мягко уходить, затем возвращаться в первичное положение при движении в схеме узла.

Гидроусилитель
Регулировка плавного, выверенного движения сцепления в системе управления на мтз «Беларус» — важная манипуляция, гарантирующая корректное функционирование гидропривода, а значит всего трансмиссионного узла.
Процесс начинается с настройки главного рабочего цилиндра при прямом движении или реверсировании.
Монтаж цилиндра мтз при прямом ходе:
- Установка оси в крайнюю правую позицию;
- Цилиндр фиксируется при сборке рабочего корпуса в единую линию с гидроусилителем шплинтом;
- Шток контактирует с толкачем.
Следующий шаг – корректировка визория. Его двигаем по резьбовой оси до совпадения отверстиями с клавишей педали. Ослабление разветвителя на 2 поворота создаст необходимый люфт (45-60 мм) для движения педали.
После регулировки позиций прямого движения пластины переключателей соединяют обратно в единый механизм с тяговым узлом.
При реверсе настраиваем толкатель по отношению к поршню при наличии зазора. Регулирование гидроусилителя мтз происходит по тому же принципу – после откручивания фиксаторов вращаем стержень до свободного перемещения рычага в диапазоне 45-60 мм.
Последний шаг связан с настройкой нажимных стержней. Отсоединенные от тяги механизмы прокручиваем налево, пока не застопорится выжимной шарикоподшипник. Разветвительную шпильку двигаем по резьбовому каналу до совмещения проемов, а затем вкрутите ее на пять оборотов.
Стянуть рычажный механизм с тяговым узлом шплинтом, контргайкой.
Регулирование всех частей конструкции обеспечивает сразу несколько важных моментов. Настройка делает работу оператора комфортной за счет плавного переключения рычагов сцепления мтз, мягкого движения техники.
Регулярная корректировка продлевает работу двигателя, отдела трансмиссии в частности.
Лепестки
В тракторе МТЗ 1221 представлен диафрагменный лепестковидный двухдисковый узел сцепление. Особенность этого фрикциона – облегченная конструкция (за счет меньшего количества элементов), улучшенная балансировка блока. Для оператора трактора преимущество управления обновленной техникой – мягкое нажатие, небольшие усилия в работе с рычагами управления в разных рабочих режимах.
При замене деталей или регулярном осмотре монтаж происходит по упрощенной схеме, как при установке базового рычажного узла. Лепестковая муфта сбалансирована таким образом, что нет необходимости проводить настройку во время техосмотра либо при ремонте.
Систему рычагов связанную с тяговым узлом легко отремонтировать в полевых условиях. Потому трактор МТЗ 1221 используется широко в самых разных сферах – коммунальные службы, сельскохозяйственные работы, строительство. Им легко управлять, быстро, просто отремонтировать с минимальным набором инструментов.
Должный уход за техникой снижает износ, обеспечивает водителя быстрым откликом всех рычагов, педалей на усилие, а значит мягким ходом техники во время работы.