Как правильно отрегулировать клапана на МТЗ-82?

Как правильно отрегулировать клапана на МТЗ-82?

RSS
Устинов Александр
6 февраля 2024

Регулировка клапанов является важной процедурой технического обслуживания тракторов МТЗ-82, обеспечивающей правильную работу двигателя. Давайте подробно разберем, каким образом нужно выполнять эту операцию.

Конструкция двигателя Д-240

На тракторах МТЗ-82 устанавливаются дизельные двигатели Д-240 четырехцилиндрового рядного типа с газораспределительным механизмом верхнего расположения.

Основные технические характеристики двигателя Д-240:

  1. Количество и расположение цилиндров 4, рядное
  2. Рабочий объем двигателя 4250 см3
  3. Мощность 58,8 кВт (80 л.с.)
  4. Частота вращения коленвала 2100 об/мин
  5. Тип камеры сгорания неразделенная
  6. Система охлаждения жидкостная
  7. Степень сжатия 15

Конструктивно двигатель состоит из следующих основных узлов и систем:

  • Кривошипно-шатунный механизм соединяет поршни с коленвалом, преобразуя возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение коленвала.
  • Газораспределительный механизм осуществляет впуск воздуха в цилиндры и выпуск отработавших газов в соответствии с рабочими тактами двигателя.
  • Система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим работы двигателя.
  • Система смазки подает масло к трущимся поверхностям для уменьшения износа и отвода тепла.
  • Система питания подает топливо в камеру сгорания в необходимом количестве и под определенным давлением.

В состав газораспределительного механизма входят:

  1. Распределительный вал
  2. Впускные и выпускные клапаны
  3. Толкатели, штанги, коромысла
  4. Пружины и детали крепления

Распределительный вал приводится в действие от коленвала через шестерни и обеспечивает открытие клапанов в нужной последовательности. Толкатели и штанги передают движение от распредвала к коромыслам. Коромысла непосредственно воздействуют на клапаны, открывая или закрывая их.

Пружины обеспечивают плотное закрытие клапанов. Регулируя зазор в клапанном механизме, мы устанавливаем необходимое расстояние между клапаном и коромыслом в момент закрытия клапана.

Зачем нужна регулировка клапанов

Регулировка клапанов необходима для обеспечения оптимальных зазоров в клапанном механизме. Правильная регулировка влияет на такие параметры работы двигателя, как:

  • Мощность и крутящий момент
  • Расход топлива
  • Плавность работы и устойчивость оборотов
  • Содержание вредных веществ в отработавших газах
  • Ресурс и надежность двигателя

Некорректная регулировка приводит к преждевременному износу деталей газораспределительного механизма и снижению эффективности работы двигателя.

Поэтому регулировку клапанов необходимо выполнять регулярно в строгом соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.

Когда проводить регулировку клапанов МТЗ-82

Согласно регламенту технического обслуживания, регулировку клапанов на МТЗ-82 с двигателем Д-240 следует выполнять в следующие сроки:

  1. После обкатки нового двигателя
  2. После капитального ремонта двигателя
  3. Через каждые 240-480 часов работы в зависимости от модификации
  4. При проведении планового ТО-2 (через 960 часов)
  5. При появлении шума в работе клапанного механизма

Таким образом, для поддержания двигателя МТЗ в оптимальном техническом состоянии регулировку клапанов необходимо проводить регулярно в рамках планового техобслуживания.

Подготовка к регулировке клапанов МТЗ-82

Перед тем как приступить непосредственно к регулировке клапанов на МТЗ-82, необходимо провести подготовительные работы:

  1. Установить трактор на ровной площадке и заглушить двигатель. Включить стояночный тормоз.
  2. Снять верхний кожух клапанов, отвернув крепежные болты или гайки. Также снять впускной коллектор, если он мешает доступу.
  3. Очистить клапанный механизм от пыли и грязи. Протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом или дизтопливом.
  4. Проверить крепление стоек оси коромысел. При необходимости подтянуть болты или гайки крепления.
  5. Проверить натяжение приводных ремней и люфт в подшипниках распредвала. При необходимости отрегулировать.
  6. Убедиться, что двигатель полностью остыл после работы и имеет температуру не выше 60°С.
  7. Подготовить необходимый инструмент набор щупов, отвертки, ключи.
  8. Проверив все вышеперечисленные пункты, можно приступать непосредственно к регулировке клапанов двигателя МТЗ-82.

Порядок регулировки клапанов

Регулировку клапанов двигателя Д-240 МТЗ-82 выполняем в следующем порядке:

  1. Устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана (впускной и выпускной) первого цилиндра должны быть закрыты.
  2. Проверяем и регулируем зазоры в клапанах 4, 6, 7, 8 цилиндров, считая от вентилятора. Последовательность цилиндров 1-5-3-6-2-4.
  3. Поворачиваем коленвал ровно на один оборот по часовой стрелке. Теперь первый цилиндр снова будет в ВМТ такта сжатия.
  4. Регулируем зазоры в оставшихся клапанах цилиндров 1, 2, 3, 5.
  5. Для регулировки зазора ослабляем контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и вращаем винт, добиваясь необходимого зазора.
  6. Контролируем величину зазора щупом. Для двигателя Д-240 зазор должен быть:
    1. Впускные клапаны 0,25 мм
    2. Выпускные клапаны 0,45 мм
  7. По окончании регулировки запускаем двигатель и проверяем его работу на всех оборотах. Убеждаемся в отсутствии посторонних шумов.
  8. Устанавливаем на место детали, снятые перед регулировкой.

Такая методика позволяет отрегулировать зазоры во всех клапанах двигателя Д-240 и обеспечить его надежную работу. Своевременная регулировка залог долговечности двигателя.

Признаки неправильной регулировки клапанов

Чтобы убедиться в правильности выполненной регулировки, нужно обратить внимание на следующие признаки при работе двигателя:

  • Повышенный шум и стуки в работе ГРМ
  • Неравномерность холостых оборотов, "провалы" оборотов
  • Потеря мощности и появление дыма на выхлопе
  • Повышенный расход масла из-за прорыва газов в картер
  • Течь выхлопных газов между цилиндром и головкой
  • Повышенная вибрация на определенных оборотах

При появлении таких признаков необходимо проверить и при необходимости повторно отрегулировать зазоры в клапанах двигателя.

Регулировка клапанов разных модификаций Д-240

Рассмотрим особенности регулировки клапанов на различных модификациях двигателя Д-240, устанавливаемого на тракторы МТЗ-82:

  1. Д-240Б2 форсированная модификация, отличается увеличенным рабочим объемом. Зазоры: впуск 0,2 мм, выпуск 0,35 мм.
  2. Д-240БЛ оснащен декомпрессионным механизмом. Дополнительно регулируется зазор в клапане декомпрессора.
  3. Д-245 мощность 95 л.с. Зазоры: впуск 0,25 мм, выпуск 0,45 мм. Распредвал приводится цепью.
  4. Д-260 шестицилиндровый, мощность 118 л.с. Порядок регулировки 1-5-3-6-2-4. Зазоры 0,25/0,45 мм.

Таким образом, регулировка клапанов имеет свои особенности для разных типов двигателей. Необходимо строго следовать рекомендациям завода-изготовителя.

Диагностика клапанного механизма МТЗ-82

Для выявления неисправностей в работе клапанов двигателя МТЗ-82 можно использовать следующие диагностические процедуры:

  1. Проверка компрессии в цилиндрах. Производится с помощью компрессометра. Норма не менее 30 кгс/см2 при 300 об/мин. Значительное отклонение компрессии в одном из цилиндров может свидетельствовать о проблемах с клапанами или их приводом.
  2. Проверка герметичности клапанов методом подачи сжатого воздуха. Под давлением 0,5-1 кгс/см2 проверяется утечка воздуха через клапана. Прислушиваются к шипению утечек.
  3. Проверка давления масла. Сниженное давление может свидетельствовать о прорыве газов в картер из-за износа клапанных седел или направляющих втулок.
  4. Осмотр деталей ГРМ на наличие задиров, сколов, поломок. Визуальный контроль общего состояния.
  5. Измерение люфта в приводе клапанов. Проверяется осевой и радиальный люфт втулок распредвала, износ кулачков.
  6. Проверка состояния пружин клапанов. Измеряются длина свободной пружины и сжатой под нагрузком.
  7. Контроль зазоров в клапанном механизме и их регулировка.

Проводя такую диагностику с проверкой каждого узла ГРМ, можно выявить неисправности на ранней стадии и предотвратить серьезные поломки двигателя МТЗ-82.

Возможные неисправности клапанного механизма

Рассмотрим типовые неисправности в работе клапанов двигателя МТЗ-82 и способы их устранения:

  1. Повышенный шум проверить зазоры, люфты в приводе, состояние подшипников распредвала.
  2. Прогар привалочных плоскостей клапанов разобрать головку и заменить клапаны, притереть седла.
  3. Поломка или ослабление пружин заменить пружины, проверить состояние сухарей и тарелок.
  4. Задиры на стержнях клапанов заменить клапаны, проверить направляющие втулки.
  5. Прогорание и трещины в головке цилиндров демонтировать головку и отправить в ремонт.
  6. Износ кулачков распредвала заменить распредвальный вал или кулачки.
  7. Износ отверстий втулок распредвала ремонт головки с заменой втулок.

Своевременно диагностируя и устраняя неисправности в клапанном механизме, можно предотвратить дорогостоящий ремонт двигателя и продлить срок его службы.

При значительном износе или повреждении деталей клапанного механизма двигателя МТЗ-82 может потребоваться его разборка и ремонт.

Рассмотрим основные этапы ремонта газораспределительного механизма:

  1. Демонтаж головки цилиндров. Отсоединение всех трубопроводов и жгутов, отворачивание гаек крепления, съем головки с прокладкой.
  2. Разборка клапанного механизма. Снятие оси коромысел, удаление толкателей, коромысел и сухарей. Выпрессовка клапанов из направляющих втулок.
  3. Очистка и промывка всех деталей от нагара и отложений. Контроль состояния рабочих поверхностей, износов.
  4. Замена изношенных деталей клапанов, седел, направляющих втулок, распредвального вала.
  5. Притирка клапанов по седлам шлифовальной пастой для восстановления герметичности.
  6. Сборка клапанного механизма и установка в головку с новыми уплотнениями. Регулировка зазоров.
  7. Установка отремонтированной головки на двигатель. Затяжка крепежа, подсоединение трубопроводов и жгутов.

После такого восстановительного ремонта клапанный механизм должен обеспечить двигателю надёжную работу на длительный срок.

Выводы

Регулировка клапанов двигателя МТЗ-82 является ответственной операцией технического обслуживания, от качества которой зависит работоспособность и ресурс силовой установки.

Чтобы правильно отрегулировать клапана на МТЗ-82, необходимо строго соблюдать рекомендации завода-изготовителя по периодичности, порядку регулировки и величине зазоров.

Регулярно проводя диагностику клапанного механизма и своевременно устраняя возникающие неисправности можно продлить срок службы двигателя в разы.

В случае серьёзных поломок и износа деталей потребуется разборка и ремонт газораспределительного механизма.

Запчасти и расходные материалы для тракторов МТЗ всегда можно купить в интернет-магазине https://belarus1.ru/

Регулярная регулировка клапанов в соответствии с регламентом является одним из ключевых факторов обеспечения надежной работы двигателя МТЗ-82. Следуя изложенным рекомендациям и соблюдая осторожность, регулировку клапан

Устинов Александр
0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.