Как правильно отрегулировать клапана на МТЗ-82?
Регулировка клапанов является важной процедурой технического обслуживания тракторов МТЗ-82, обеспечивающей правильную работу двигателя. Давайте подробно разберем, каким образом нужно выполнять эту операцию.
Оглавление:
- Конструкция двигателя Д-240
- Зачем нужна регулировка клапанов
- Когда проводить регулировку клапанов МТЗ-82
- Подготовка к регулировке клапанов МТЗ-82
- Порядок регулировки клапанов
- Признаки неправильной регулировки клапанов
- Регулировка клапанов разных модификаций Д-240
- Диагностика клапанного механизма МТЗ-82
- Возможные неисправности клапанного механизма
- Выводы
Конструкция двигателя Д-240
На тракторах МТЗ-82 устанавливаются дизельные двигатели Д-240 четырехцилиндрового рядного типа с газораспределительным механизмом верхнего расположения.
Основные технические характеристики двигателя Д-240:
- Количество и расположение цилиндров 4, рядное
- Рабочий объем двигателя 4250 см3
- Мощность 58,8 кВт (80 л.с.)
- Частота вращения коленвала 2100 об/мин
- Тип камеры сгорания неразделенная
- Система охлаждения жидкостная
- Степень сжатия 15
Конструктивно двигатель состоит из следующих основных узлов и систем:
- Кривошипно-шатунный механизм соединяет поршни с коленвалом, преобразуя возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение коленвала.
- Газораспределительный механизм осуществляет впуск воздуха в цилиндры и выпуск отработавших газов в соответствии с рабочими тактами двигателя.
- Система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим работы двигателя.
- Система смазки подает масло к трущимся поверхностям для уменьшения износа и отвода тепла.
- Система питания подает топливо в камеру сгорания в необходимом количестве и под определенным давлением.
В состав газораспределительного механизма входят:
- Распределительный вал
- Впускные и выпускные клапаны
- Толкатели, штанги, коромысла
- Пружины и детали крепления
Распределительный вал приводится в действие от коленвала через шестерни и обеспечивает открытие клапанов в нужной последовательности. Толкатели и штанги передают движение от распредвала к коромыслам. Коромысла непосредственно воздействуют на клапаны, открывая или закрывая их.
Пружины обеспечивают плотное закрытие клапанов. Регулируя зазор в клапанном механизме, мы устанавливаем необходимое расстояние между клапаном и коромыслом в момент закрытия клапана.
Зачем нужна регулировка клапанов
Регулировка клапанов необходима для обеспечения оптимальных зазоров в клапанном механизме. Правильная регулировка влияет на такие параметры работы двигателя, как:
- Мощность и крутящий момент
- Расход топлива
- Плавность работы и устойчивость оборотов
- Содержание вредных веществ в отработавших газах
- Ресурс и надежность двигателя
Некорректная регулировка приводит к преждевременному износу деталей газораспределительного механизма и снижению эффективности работы двигателя.
Поэтому регулировку клапанов необходимо выполнять регулярно в строгом соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
Когда проводить регулировку клапанов МТЗ-82
Согласно регламенту технического обслуживания, регулировку клапанов на МТЗ-82 с двигателем Д-240 следует выполнять в следующие сроки:
- После обкатки нового двигателя
- После капитального ремонта двигателя
- Через каждые 240-480 часов работы в зависимости от модификации
- При проведении планового ТО-2 (через 960 часов)
- При появлении шума в работе клапанного механизма
Таким образом, для поддержания двигателя МТЗ в оптимальном техническом состоянии регулировку клапанов необходимо проводить регулярно в рамках планового техобслуживания.
Подготовка к регулировке клапанов МТЗ-82
Перед тем как приступить непосредственно к регулировке клапанов на МТЗ-82, необходимо провести подготовительные работы:
- Установить трактор на ровной площадке и заглушить двигатель. Включить стояночный тормоз.
- Снять верхний кожух клапанов, отвернув крепежные болты или гайки. Также снять впускной коллектор, если он мешает доступу.
- Очистить клапанный механизм от пыли и грязи. Протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом или дизтопливом.
- Проверить крепление стоек оси коромысел. При необходимости подтянуть болты или гайки крепления.
- Проверить натяжение приводных ремней и люфт в подшипниках распредвала. При необходимости отрегулировать.
- Убедиться, что двигатель полностью остыл после работы и имеет температуру не выше 60°С.
- Подготовить необходимый инструмент набор щупов, отвертки, ключи.
- Проверив все вышеперечисленные пункты, можно приступать непосредственно к регулировке клапанов двигателя МТЗ-82.
Порядок регулировки клапанов
Регулировку клапанов двигателя Д-240 МТЗ-82 выполняем в следующем порядке:
- Устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана (впускной и выпускной) первого цилиндра должны быть закрыты.
- Проверяем и регулируем зазоры в клапанах 4, 6, 7, 8 цилиндров, считая от вентилятора. Последовательность цилиндров 1-5-3-6-2-4.
- Поворачиваем коленвал ровно на один оборот по часовой стрелке. Теперь первый цилиндр снова будет в ВМТ такта сжатия.
- Регулируем зазоры в оставшихся клапанах цилиндров 1, 2, 3, 5.
- Для регулировки зазора ослабляем контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и вращаем винт, добиваясь необходимого зазора.
- Контролируем величину зазора щупом. Для двигателя Д-240 зазор должен быть:
- Впускные клапаны 0,25 мм
- Выпускные клапаны 0,45 мм
- По окончании регулировки запускаем двигатель и проверяем его работу на всех оборотах. Убеждаемся в отсутствии посторонних шумов.
- Устанавливаем на место детали, снятые перед регулировкой.
Такая методика позволяет отрегулировать зазоры во всех клапанах двигателя Д-240 и обеспечить его надежную работу. Своевременная регулировка залог долговечности двигателя.
Признаки неправильной регулировки клапанов
Чтобы убедиться в правильности выполненной регулировки, нужно обратить внимание на следующие признаки при работе двигателя:
- Повышенный шум и стуки в работе ГРМ
- Неравномерность холостых оборотов, "провалы" оборотов
- Потеря мощности и появление дыма на выхлопе
- Повышенный расход масла из-за прорыва газов в картер
- Течь выхлопных газов между цилиндром и головкой
- Повышенная вибрация на определенных оборотах
При появлении таких признаков необходимо проверить и при необходимости повторно отрегулировать зазоры в клапанах двигателя.
Регулировка клапанов разных модификаций Д-240
Рассмотрим особенности регулировки клапанов на различных модификациях двигателя Д-240, устанавливаемого на тракторы МТЗ-82:
- Д-240Б2 форсированная модификация, отличается увеличенным рабочим объемом. Зазоры: впуск 0,2 мм, выпуск 0,35 мм.
- Д-240БЛ оснащен декомпрессионным механизмом. Дополнительно регулируется зазор в клапане декомпрессора.
- Д-245 мощность 95 л.с. Зазоры: впуск 0,25 мм, выпуск 0,45 мм. Распредвал приводится цепью.
- Д-260 шестицилиндровый, мощность 118 л.с. Порядок регулировки 1-5-3-6-2-4. Зазоры 0,25/0,45 мм.
Таким образом, регулировка клапанов имеет свои особенности для разных типов двигателей. Необходимо строго следовать рекомендациям завода-изготовителя.
Диагностика клапанного механизма МТЗ-82
Для выявления неисправностей в работе клапанов двигателя МТЗ-82 можно использовать следующие диагностические процедуры:
- Проверка компрессии в цилиндрах. Производится с помощью компрессометра. Норма не менее 30 кгс/см2 при 300 об/мин. Значительное отклонение компрессии в одном из цилиндров может свидетельствовать о проблемах с клапанами или их приводом.
- Проверка герметичности клапанов методом подачи сжатого воздуха. Под давлением 0,5-1 кгс/см2 проверяется утечка воздуха через клапана. Прислушиваются к шипению утечек.
- Проверка давления масла. Сниженное давление может свидетельствовать о прорыве газов в картер из-за износа клапанных седел или направляющих втулок.
- Осмотр деталей ГРМ на наличие задиров, сколов, поломок. Визуальный контроль общего состояния.
- Измерение люфта в приводе клапанов. Проверяется осевой и радиальный люфт втулок распредвала, износ кулачков.
- Проверка состояния пружин клапанов. Измеряются длина свободной пружины и сжатой под нагрузком.
- Контроль зазоров в клапанном механизме и их регулировка.
Проводя такую диагностику с проверкой каждого узла ГРМ, можно выявить неисправности на ранней стадии и предотвратить серьезные поломки двигателя МТЗ-82.
Возможные неисправности клапанного механизма
Рассмотрим типовые неисправности в работе клапанов двигателя МТЗ-82 и способы их устранения:
- Повышенный шум проверить зазоры, люфты в приводе, состояние подшипников распредвала.
- Прогар привалочных плоскостей клапанов разобрать головку и заменить клапаны, притереть седла.
- Поломка или ослабление пружин заменить пружины, проверить состояние сухарей и тарелок.
- Задиры на стержнях клапанов заменить клапаны, проверить направляющие втулки.
- Прогорание и трещины в головке цилиндров демонтировать головку и отправить в ремонт.
- Износ кулачков распредвала заменить распредвальный вал или кулачки.
- Износ отверстий втулок распредвала ремонт головки с заменой втулок.
Своевременно диагностируя и устраняя неисправности в клапанном механизме, можно предотвратить дорогостоящий ремонт двигателя и продлить срок его службы.
При значительном износе или повреждении деталей клапанного механизма двигателя МТЗ-82 может потребоваться его разборка и ремонт.
Рассмотрим основные этапы ремонта газораспределительного механизма:
- Демонтаж головки цилиндров. Отсоединение всех трубопроводов и жгутов, отворачивание гаек крепления, съем головки с прокладкой.
- Разборка клапанного механизма. Снятие оси коромысел, удаление толкателей, коромысел и сухарей. Выпрессовка клапанов из направляющих втулок.
- Очистка и промывка всех деталей от нагара и отложений. Контроль состояния рабочих поверхностей, износов.
- Замена изношенных деталей клапанов, седел, направляющих втулок, распредвального вала.
- Притирка клапанов по седлам шлифовальной пастой для восстановления герметичности.
- Сборка клапанного механизма и установка в головку с новыми уплотнениями. Регулировка зазоров.
- Установка отремонтированной головки на двигатель. Затяжка крепежа, подсоединение трубопроводов и жгутов.
После такого восстановительного ремонта клапанный механизм должен обеспечить двигателю надёжную работу на длительный срок.
Выводы
Регулировка клапанов двигателя МТЗ-82 является ответственной операцией технического обслуживания, от качества которой зависит работоспособность и ресурс силовой установки.
Чтобы правильно отрегулировать клапана на МТЗ-82, необходимо строго соблюдать рекомендации завода-изготовителя по периодичности, порядку регулировки и величине зазоров.
Регулярно проводя диагностику клапанного механизма и своевременно устраняя возникающие неисправности можно продлить срок службы двигателя в разы.
В случае серьёзных поломок и износа деталей потребуется разборка и ремонт газораспределительного механизма.
Запчасти и расходные материалы для тракторов МТЗ всегда можно купить в интернет-магазине https://belarus1.ru/
Регулярная регулировка клапанов в соответствии с регламентом является одним из ключевых факторов обеспечения надежной работы двигателя МТЗ-82. Следуя изложенным рекомендациям и соблюдая осторожность, регулировку клапан