Как отрегулировать ВОМ на МТЗ-82?

Как отрегулировать ВОМ на МТЗ-82?

RSS
Устинов Александр
29 декабря 2023

Вал отбора мощности (ВОМ) – важнейший узел трактора МТЗ-82, без которого невозможна работа большинства навесных и прицепных сельскохозяйственных орудий.

ВОМ представляет собой вращающийся вал, соединенный с двигателем. Он предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к рабочим органам различных агрегатов – косилкам, пресс-подборщикам, мельницам, сеялкам и другому навесному оборудованию.

  1. Привод навесных и прицепных сельхозмашин. Без ВОМ невозможна работа косилок, комбайнов, пресс-подборщиков и многих других агрегатов.
  2. Обеспечение требуемой частоты вращения рабочих органов сельхозтехники. К примеру, для кормоуборочного комбайна нужно 650 об/мин, а для зерноуборочного – 1000 об/мин.
  3. Защита трансмиссии трактора от перегрузок за счет специальных предохранительных и блокировочных муфт в конструкции ВОМ.
  4. Конструктивно ВОМ представляет собой вращающийся вал с установленными на нем шестернями. Внутри корпуса размещается масляная полость с зубчатым зацеплением. Уплотнение вала выполнено с помощью сальников и специальных самоподжимных манжет.
  5. Привод ВОМ осуществляется либо непосредственно от двигателя через сцепление, либо от коробки передач трактора. В этом и заключается основное отличие двух типов ВОМ.

В зависимости от типа привода, на МТЗ-82 используются два исполнения вала отбора мощности:

  • Синхронный (зависимый) ВОМ.
  • Рассмотрим конструктивные особенности и отличия этих двух систем.

Независимый ВОМ.

  • Независимый ВОМ получает вращение напрямую от двигателя трактора через сцепление, минуя коробку передач. Соединение осуществляется при помощи цепной или зубчатой передачи.

Преимущества независимого привода:

Постоянная частота вращения при работе двигателя в номинальном режиме, не зависит от скорости движения МТЗ. Стандартные обороты – 540 или 1000 об/мин.

Возможность использования ВОМ на холостом ходу, при стоящем тракторе. Удобно для привода различных стационарных механизмов. К недостаткам можно отнести повышенную нагрузку на детали сцепления при частом использовании ВОМ и буксировке тяжелых прицепов.

Синхронный (зависимый) ВОМ соединяется с коробкой передач трактора при помощи дополнительной цепной или зубчатой передачи. Его частота вращения прямо пропорциональна скорости движения МТЗ.

Плюсы зависимого ВОМ заключаются в следующем:

Согласованные обороты вала и скорости движения трактора, что удобно при агрегатировании с некоторыми видами навесной техники.

Возможность использования на транспортных работах. К примеру, для привода вала комбайна при перегонах.

Недостатки:

  • Невозможность задействования синхронного ВОМ на холостом ходу двигателя при стоящем тракторе.
  • Пониженный ресурс вала из-за растягивающих нагрузок при резких пусках и остановках.
  • Устройство и работа ВОМ
  • Рассмотрим более подробно конструкцию и принцип работы вала отбора мощности на тракторах МТЗ-82.
  • Независимый ВОМ получает вращение от маховика двигателя через опорный диск сцепления. Управление осуществляется механически при помощи системы рычагов из кабины трактора.

В конструкции заднего независимого ВОМ МТЗ-82 применяется двухступенчатый редуктор, обеспечивающий два скоростных режима:

540 об/мин – используется для привода косилок, измельчителей, транспортеров.

1000 об/мин – нужная частота вращения для зерноуборочных комбайнов, кормоуборочной техники.

Переключение режимов осуществляется специальной муфтой в корпусе редуктора.

Крутящий момент через опорный диск и шестерни коробки передач передается на входной вал независимого редуктора ВОМ. Далее через планетарный механизм с сателлитами и эпицикл передача идет на выходной вал, соединенный со сменным хвостовиком.

Для плавного включения ВОМ и защиты от перегрузок в конструкции используются два ленточных тормоза с эксцентриковым механизмом регулировки зазора.

Управление задним ВОМ МТЗ-82 производится перемещением рычага из кабины трактора. При включении происходит стягивание одной из тормозных лент и соединение выходного вала редуктора ВОМ со сменным хвостовиком.

Конструкция синхронного ВОМ проще – он соединяется с коробкой передач через цепную передачу и дополнительные шестерни. Частота вращения зависимого ВОМ строго пропорциональна скорости трактора на данной передаче. Как правило, синхронный ВОМ не имеет управляемых муфт и используется только на транспортных работах.

По ряду косвенных признаков можно определить, что требуется регулировка вала отбора мощности:

  • Повышенный шум и вибрация при работе.
  • ВОМ буксует и теряет мощность под нагрузкой.
  • Затрудненное переключение рычага или нечеткая фиксация в крайних положениях.
  • Усилие на рычаге превышает допустимые значения.
  • Течь масла из уплотнений хвостовика ВОМ. В большинстве случаев эти признаки свидетельствуют о необходимости регулировки внутренних зазоров или ремонта изношенных деталей вала отбора мощности.

Рассмотрим последовательно этапы регулировки вала отбора мощности на МТЗ-82:

Подготовительные работы:

  • Установите рычаг в нейтральное положение и зафиксируйте его штоком или шплинтом.
  • Снимите защитный кожух ВОМ и крышку заднего моста трактора.
  • Открутите болт крепления стопорной пластины регулировочных винтов.
  • Демонтируйте саму пластину, освободив доступ к винтам.
  • Регулировка внутренних зазоров:
  • Поочередно заверните регулировочные винты до упора и отверните на 2 оборота.
  • Переведите ось в крайнее правое положение и зафиксируйте.
  • Удалите фиксатор из рычага управления ВОМ.
  • Проверьте легкость перемещения рычага.

Настройка предохранительной муфты:

  • Отрегулируйте пружинный механизм внутри стакана, обеспечив свободный ход подпружиненных деталей.
  • Проверьте эффективность блокировки ВОМ при задействовании муфты.
  • Завершение работ:
  • Установите на место крышку заднего моста.
  • Зафиксируйте регулировочные винты и ось стопорной пластиной.
  • После регулировки обязательно проверьте работу ВОМ в деле – под нагрузкой при агрегатировании с сельхозмашинами.
  • Также убедитесь в плавности включения, отсутствии посторонних шумов и полной блокировке вала отбора мощности при срабатывании предохранительной муфты.
  • При необходимости процедуру регулировки и испытаний повторите.

Помимо периодических регулировочных работ, система ВОМ трактора МТЗ-82 требует проведения планового технического обслуживания и ремонта. Рассмотрим основные виды работ.

Замена изношенных элементов:

  • Проверка и замена сальников хвостовика из комплектов ЗИП.
  • Обновление деталей предохранительных муфт (пружин, упоров, шайб).
  • Установка новых лент ленточных тормозов.
  • Переборка основных узлов:
  • Разборка планетарного редуктора ВОМ и проверка рабочих зазоров.
  • Замена изношенных подшипников скольжения и качения.
  • Контроль и замена втулок и уплотнительных колец.
  • Сборка и регулировка после капремонта:
  • Установка деталей ВОМ в порядке обратном разборке.
  • Настройка предохранительных муфт и люфтов соединений.
  • Конечная проверка ВОМ в работе. Регулярное проведение ТО позволит надолго сохранить работоспособность вала отбора мощности вашего трактора МТЗ-82.

На основании проведенного анализа устройства, принципов работы и возможных неисправностей системы ВОМ можно сделать следующий вывод.

Своевременное устранение дефектов и периодическая регулировка механизмов обеспечат длительную безотказную эксплуатацию ВОМ трактора МТЗ-82.

Регулярное техобслуживание и ремонт по мере необходимости – залог его многолетней безопасной работы в составе сельхоз агрегатов.

Запчасти для тракторов МТЗ с доставкой по РФ можно приобрести на сайте https://belarus1.ru в кратчайшие сроки.


Устинов Александр
0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.