Как отрегулировать ВОМ на МТЗ-82?
Вал отбора мощности (ВОМ) – важнейший узел трактора МТЗ-82, без которого невозможна работа большинства навесных и прицепных сельскохозяйственных орудий.
ВОМ представляет собой вращающийся вал, соединенный с двигателем. Он предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к рабочим органам различных агрегатов – косилкам, пресс-подборщикам, мельницам, сеялкам и другому навесному оборудованию.
Оглавление:
Основные функции ВОМ на тракторе:
- Привод навесных и прицепных сельхозмашин. Без ВОМ невозможна работа косилок, комбайнов, пресс-подборщиков и многих других агрегатов.
- Обеспечение требуемой частоты вращения рабочих органов сельхозтехники. К примеру, для кормоуборочного комбайна нужно 650 об/мин, а для зерноуборочного – 1000 об/мин.
- Защита трансмиссии трактора от перегрузок за счет специальных предохранительных и блокировочных муфт в конструкции ВОМ.
- Конструктивно ВОМ представляет собой вращающийся вал с установленными на нем шестернями. Внутри корпуса размещается масляная полость с зубчатым зацеплением. Уплотнение вала выполнено с помощью сальников и специальных самоподжимных манжет.
- Привод ВОМ осуществляется либо непосредственно от двигателя через сцепление, либо от коробки передач трактора. В этом и заключается основное отличие двух типов ВОМ.
Разновидности ВОМ на тракторах МТЗ
В зависимости от типа привода, на МТЗ-82 используются два исполнения вала отбора мощности:
Независимый ВОМ.
- Синхронный (зависимый) ВОМ.
- Рассмотрим конструктивные особенности и отличия этих двух систем.
Независимый ВОМ.
- Независимый ВОМ получает вращение напрямую от двигателя трактора через сцепление, минуя коробку передач. Соединение осуществляется при помощи цепной или зубчатой передачи.
Преимущества независимого привода:
Постоянная частота вращения при работе двигателя в номинальном режиме, не зависит от скорости движения МТЗ. Стандартные обороты – 540 или 1000 об/мин.
Возможность использования ВОМ на холостом ходу, при стоящем тракторе. Удобно для привода различных стационарных механизмов. К недостаткам можно отнести повышенную нагрузку на детали сцепления при частом использовании ВОМ и буксировке тяжелых прицепов.
Синхронный ВОМ.
Синхронный (зависимый) ВОМ соединяется с коробкой передач трактора при помощи дополнительной цепной или зубчатой передачи. Его частота вращения прямо пропорциональна скорости движения МТЗ.
Плюсы зависимого ВОМ заключаются в следующем:
Согласованные обороты вала и скорости движения трактора, что удобно при агрегатировании с некоторыми видами навесной техники.
Возможность использования на транспортных работах. К примеру, для привода вала комбайна при перегонах.
Недостатки:
- Невозможность задействования синхронного ВОМ на холостом ходу двигателя при стоящем тракторе.
- Пониженный ресурс вала из-за растягивающих нагрузок при резких пусках и остановках.
- Устройство и работа ВОМ
- Рассмотрим более подробно конструкцию и принцип работы вала отбора мощности на тракторах МТЗ-82.
- Независимый ВОМ получает вращение от маховика двигателя через опорный диск сцепления. Управление осуществляется механически при помощи системы рычагов из кабины трактора.
В конструкции заднего независимого ВОМ МТЗ-82 применяется двухступенчатый редуктор, обеспечивающий два скоростных режима:
540 об/мин – используется для привода косилок, измельчителей, транспортеров.
1000 об/мин – нужная частота вращения для зерноуборочных комбайнов, кормоуборочной техники.
Переключение режимов осуществляется специальной муфтой в корпусе редуктора.
Крутящий момент через опорный диск и шестерни коробки передач передается на входной вал независимого редуктора ВОМ. Далее через планетарный механизм с сателлитами и эпицикл передача идет на выходной вал, соединенный со сменным хвостовиком.
Для плавного включения ВОМ и защиты от перегрузок в конструкции используются два ленточных тормоза с эксцентриковым механизмом регулировки зазора.
Управление задним ВОМ МТЗ-82 производится перемещением рычага из кабины трактора. При включении происходит стягивание одной из тормозных лент и соединение выходного вала редуктора ВОМ со сменным хвостовиком.
Конструкция синхронного ВОМ проще – он соединяется с коробкой передач через цепную передачу и дополнительные шестерни. Частота вращения зависимого ВОМ строго пропорциональна скорости трактора на данной передаче. Как правило, синхронный ВОМ не имеет управляемых муфт и используется только на транспортных работах.
Признаки неправильной регулировки ВОМ
По ряду косвенных признаков можно определить, что требуется регулировка вала отбора мощности:
- Повышенный шум и вибрация при работе.
- ВОМ буксует и теряет мощность под нагрузкой.
- Затрудненное переключение рычага или нечеткая фиксация в крайних положениях.
- Усилие на рычаге превышает допустимые значения.
- Течь масла из уплотнений хвостовика ВОМ. В большинстве случаев эти признаки свидетельствуют о необходимости регулировки внутренних зазоров или ремонта изношенных деталей вала отбора мощности.
Регулировка ВОМ на тракторе
Рассмотрим последовательно этапы регулировки вала отбора мощности на МТЗ-82:
Подготовительные работы:
- Установите рычаг в нейтральное положение и зафиксируйте его штоком или шплинтом.
- Снимите защитный кожух ВОМ и крышку заднего моста трактора.
- Открутите болт крепления стопорной пластины регулировочных винтов.
- Демонтируйте саму пластину, освободив доступ к винтам.
- Регулировка внутренних зазоров:
- Поочередно заверните регулировочные винты до упора и отверните на 2 оборота.
- Переведите ось в крайнее правое положение и зафиксируйте.
- Удалите фиксатор из рычага управления ВОМ.
- Проверьте легкость перемещения рычага.
Настройка предохранительной муфты:
- Отрегулируйте пружинный механизм внутри стакана, обеспечив свободный ход подпружиненных деталей.
- Проверьте эффективность блокировки ВОМ при задействовании муфты.
- Завершение работ:
- Установите на место крышку заднего моста.
- Зафиксируйте регулировочные винты и ось стопорной пластиной.
- После регулировки обязательно проверьте работу ВОМ в деле – под нагрузкой при агрегатировании с сельхозмашинами.
- Также убедитесь в плавности включения, отсутствии посторонних шумов и полной блокировке вала отбора мощности при срабатывании предохранительной муфты.
- При необходимости процедуру регулировки и испытаний повторите.
Ремонт и техобслуживание
Помимо периодических регулировочных работ, система ВОМ трактора МТЗ-82 требует проведения планового технического обслуживания и ремонта. Рассмотрим основные виды работ.
Замена изношенных элементов:
- Проверка и замена сальников хвостовика из комплектов ЗИП.
- Обновление деталей предохранительных муфт (пружин, упоров, шайб).
- Установка новых лент ленточных тормозов.
- Переборка основных узлов:
- Разборка планетарного редуктора ВОМ и проверка рабочих зазоров.
- Замена изношенных подшипников скольжения и качения.
- Контроль и замена втулок и уплотнительных колец.
- Сборка и регулировка после капремонта:
- Установка деталей ВОМ в порядке обратном разборке.
- Настройка предохранительных муфт и люфтов соединений.
- Конечная проверка ВОМ в работе. Регулярное проведение ТО позволит надолго сохранить работоспособность вала отбора мощности вашего трактора МТЗ-82.
Вывод
На основании проведенного анализа устройства, принципов работы и возможных неисправностей системы ВОМ можно сделать следующий вывод.
Своевременное устранение дефектов и периодическая регулировка механизмов обеспечат длительную безотказную эксплуатацию ВОМ трактора МТЗ-82.
Регулярное техобслуживание и ремонт по мере необходимости – залог его многолетней безопасной работы в составе сельхоз агрегатов.
Запчасти для тракторов МТЗ с доставкой по РФ можно приобрести на сайте https://belarus1.ru в кратчайшие сроки.