Как отрегулировать сцепление на МТЗ 80?

Как отрегулировать сцепление на МТЗ 80?

RSS
Устинов Александр
12 марта 2024

Регулировка сцепления на МТЗ 80 – один из важных этапов в обслуживании трактора. Трактор МТЗ 80, больше известный среди трактористов, как Беларус, широко применяется в различных сельскохозяйственных работах и коммунальном хозяйстве. В этой статье информация о том, как правильно регулировать сцепление на этой технике – способы, особенности и нюансы. От процедуры регулирования работы узла зависит корректная работа муфты сцепления, своевременное регулирование дает возможность не только улучшить работу механизма, но и удлинить срок его службы.

Использование в работе неисправной техники недопустимо. Это не только сокращает срок службы узлов агрегата и усложняет управление, но и несет угрозу безопасности тракториста и окружающих.

Механизм сцепления на тракторах МТЗ необходим для передачи мощности ДВС на колесную базу техники, поэтому важно поддерживать корректность работы механизма и регулярно проводить техническое обслуживание. Тракторы Минского тракторного завода отличаются простотой обслуживания и настройки работы узлов. Касается это и такого процесса, как регулировка сцепления на МТЗ 80 и других моделях линейки универсально-пропашных колесных тракторов белорусского завода. Справиться с этой задачей сможет не только специалист по ремонту техники, но и просто опытный тракторист либо штатный механик хозяйства, что позволяет обойтись без изъятия агрегата из оборота во время проведения работ. Для этого потребуется несколько часов времени и несложные инструменты.

Сам узел сцепления представляет собой довольно простой механизм, устройство которого включает в себя ряд деталей. Он работает по принципу проскальзывания ведущего элемента к ведомому в результате нажатия на педаль в кабине оператора трактора. В перечне деталей механизма:

  • фрикционные диски (2 шт.);
  • муфта, на которой закреплены диски;
  • фиксирующие элементы КПП и шлицевого узла;
  • маховик;
  • 12 пружин нажатия.

В нажатом положении диски сцепления расходятся, что позволяет переключать передачи, когда педаль отпущена, фрикционные накладки дисков находятся в контакте (в сжатом положении относительно друг друга). 

Корзину сцепления и другие элементы, участвующие в процессе переключения передач трактора МТЗ, устанавливают на заводе-производителе. Но в случае выхода из строя деталей комплекса может потребоваться не только регулировка сцеп и замена пострадавших компонентов. С этим также может справиться оператор трактора с опытом или штатный механик.

Обычно заметить то, что необходимы ремонтные работы и настройка сцепления можно по определенным признакам. Лучше всего обеспокоиться состоянием техники заранее и провести профилактические работы до начала сезона или отправлять трактор на ТО раз в полгода. Техника и, в частности, система переключения передач требует внимания если:

  • неполная амплитуда движения педали сцепления;
  • нет полного выключения;
  • визуально заметные дефектны компонентов механизма (накладки дисков, манжет, дисков и пр.);
  • обнаружены протечки смазочных материалов на фрикционные диски;
  • для переключения требуется нажатие на педаль с увеличенным радиусом;
  • при переключении передач ощущаются затруднения;
  • вылетает крышка подшипника вала или заклинивает сам подшипник;
  • во время работы заметна пробуксовка сцепления;
  • крутящий момент агрегата неполноценный;
  • при использовании техники заметны посторонние шумы – стук, скрип и т. д.

Если вы заметили один или несколько таких признаков, следует проверить механизм сцепления. При продолжении эксплуатации неисправного трактора, он может быстро выйти из строя и потребовать сложного и дорогостоящего ремонта с заменой деталей и целых узлов.

В первую очередь выберите удобное место, с ровным грунтом (при проведении работ на открытом воздухе), проверьте прогноз погоды, чтобы погодные условия не стали преградой для успешного ремонта техники. Если есть такая возможность – используйте специальное помещение для ремонта. Заглушите двигатель, обеспечьте полную неподвижность трактора, все операции по регулированию системы сцепления должны проводиться при технике в статичном положении.

Полезный совет: для проведения работ заручитесь поддержкой помощника. Вдвоем проводить все этапы регулирования сцепления МТЗ будет удобнее, проще и быстрее. 

Трудиться стоит в спецодежде, с использованием необходимых СИЗ – перчаток, защитных очков, специальной обуви с жестким верхом, чтобы исключить травмы. Не забывайте использовать руководство пол эксплуатации – это поможет выяснить какие-либо нюансы процедуры настройки системы переключения передач.

Процесс настройки системы сцепления и регулировки механизма состоит из двух этапов. Первый – установка непосредственно лапок относительно ступицы корзины сцепления. Второй – регулировка хода педали, которая управляет муфтой сцепления.

Чтобы система сцепления работала в штатном режиме, предусмотрен комплекс операций, который можно провести самостоятельно, руководствуясь списком, размещенным ниже и инструкцией к трактору. Как отрегулировать механизм методом изменения длины тяги?

  1. Первым делом открепите тягу рычага сцепления трактора, подготовленного к ремонтным работам.
  2. Для регулировки сцепления предназначен специальный болт, его необходимо выкрутить.
  3. Педаль управления муфтой сцепления установите в исходное положение – на длину полного хода, если замечено провисание – затяните болты.
  4. Далее следует открутить рычаг полностью. При этом вращение следует производить против часовой стрелки.
  5. Следующий момент – регулировка положения вилки рычага. Делать это следует так, чтобы сама вилка и отверстие рычага совместились.
  6. После уменьшите тягу на пять оборотов, соедините рычаг с вилкой.
  7. Проведите тестирование работы системы.

Если же регулирование работы системы не принесло результатов, следует отрегулировать лапки (изменить зазор между рычагами и выжимным подшипником).

Для начала проверьте зазор и освободите для себя рабочую зону. Для этого снимите люк муфты и поворачивайте коленвал до момента появления в зазоре отжимного рычага. Далее действуйте по инструкции:

  • проверьте размер зазора щупом и определите нужна ли регулировка;
  • в случае необходимости открутите контргайку на винте;
  • используя отвертку с укороченной рукояткой, проверните винт до того момента, когда рычаг прижмет щуп к выжимному подшипнику;
  • верните контргайку на место и затяните. 

Проворачивая коленвал, повторяйте операцию по необходимости, пока все зазоры не будут отрегулированы. При изменении размера зазора погрешность не должна быть более 0,3 мм.

Полезный совет: во избежание путаницы при сборке после регулировки пометьте все элементы, которые были сняты.

Сегодня вы узнали, как регулировать сцепление на МТЗ 80. Но стоит помнить, что своевременная профилактика позволит избежать необходимости проведения регулировки вне плана и срыва корректной работы сельскохозяйственной техники. Чтобы продлить срок службы системы сцепления, придерживайтесь простых правил:

  • не забывайте о смазке узлов солидолов, делать это стоит не реже, чем 1 раз в 60 моточасов;
  • проверяйте свободу хода педали, достаточно это делать через каждые 240-250 моточасов;
  • не оставляйте без внимания размер свободного хода, его уменьшение сигнализирует об износе деталей;
  • не стоит удерживать педаль сцепления нажатой долгое время;
  • передвигайте муфту медленно и плавно, резкие движения способствуют преждевременному износу деталей;
  • проводите проверку фрикционных накладок и своевременно их заменяйте. 

Профилактические осмотры и плановое техобслуживание позволят сохранять технику в работоспособном состоянии максимально долго. А если что-либо все-таки повлекло поломку деталей или целых узлов трактора МТЗ 80 – обращайтесь в магазин https://belarus1.ru/ для их покупки по привлекательным ценам. Только оригинальные запчасти и обязательная гарантия.

Устинов Александр
0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.