Как отрегулировать сцепление на МТЗ 80?
Регулировка сцепления на МТЗ 80 – один из важных этапов в обслуживании трактора. Трактор МТЗ 80, больше известный среди трактористов, как Беларус, широко применяется в различных сельскохозяйственных работах и коммунальном хозяйстве. В этой статье информация о том, как правильно регулировать сцепление на этой технике – способы, особенности и нюансы. От процедуры регулирования работы узла зависит корректная работа муфты сцепления, своевременное регулирование дает возможность не только улучшить работу механизма, но и удлинить срок его службы.
Оглавление:
- Насколько сложно отрегулировать узел сцепления трактора
- Конструктивные особенности механизма
- В каких случаях необходима регулировка сцепления, ремонт или замена механизма
- Подготовка к проведению работ по регулировке сцепления
- Как регулировать лапки сцепления на МТЗ 80
- Продлеваем срок службы сцепления трактора – советы
Использование в работе неисправной техники недопустимо. Это не только сокращает срок службы узлов агрегата и усложняет управление, но и несет угрозу безопасности тракториста и окружающих.
Насколько сложно отрегулировать узел сцепления трактора
Механизм сцепления на тракторах МТЗ необходим для передачи мощности ДВС на колесную базу техники, поэтому важно поддерживать корректность работы механизма и регулярно проводить техническое обслуживание. Тракторы Минского тракторного завода отличаются простотой обслуживания и настройки работы узлов. Касается это и такого процесса, как регулировка сцепления на МТЗ 80 и других моделях линейки универсально-пропашных колесных тракторов белорусского завода. Справиться с этой задачей сможет не только специалист по ремонту техники, но и просто опытный тракторист либо штатный механик хозяйства, что позволяет обойтись без изъятия агрегата из оборота во время проведения работ. Для этого потребуется несколько часов времени и несложные инструменты.
Конструктивные особенности механизма
Сам узел сцепления представляет собой довольно простой механизм, устройство которого включает в себя ряд деталей. Он работает по принципу проскальзывания ведущего элемента к ведомому в результате нажатия на педаль в кабине оператора трактора. В перечне деталей механизма:
- фрикционные диски (2 шт.);
- муфта, на которой закреплены диски;
- фиксирующие элементы КПП и шлицевого узла;
- маховик;
- 12 пружин нажатия.
В нажатом положении диски сцепления расходятся, что позволяет переключать передачи, когда педаль отпущена, фрикционные накладки дисков находятся в контакте (в сжатом положении относительно друг друга).
Корзину сцепления и другие элементы, участвующие в процессе переключения передач трактора МТЗ, устанавливают на заводе-производителе. Но в случае выхода из строя деталей комплекса может потребоваться не только регулировка сцеп и замена пострадавших компонентов. С этим также может справиться оператор трактора с опытом или штатный механик.
В каких случаях необходима регулировка сцепления, ремонт или замена механизма
Обычно заметить то, что необходимы ремонтные работы и настройка сцепления можно по определенным признакам. Лучше всего обеспокоиться состоянием техники заранее и провести профилактические работы до начала сезона или отправлять трактор на ТО раз в полгода. Техника и, в частности, система переключения передач требует внимания если:
- неполная амплитуда движения педали сцепления;
- нет полного выключения;
- визуально заметные дефектны компонентов механизма (накладки дисков, манжет, дисков и пр.);
- обнаружены протечки смазочных материалов на фрикционные диски;
- для переключения требуется нажатие на педаль с увеличенным радиусом;
- при переключении передач ощущаются затруднения;
- вылетает крышка подшипника вала или заклинивает сам подшипник;
- во время работы заметна пробуксовка сцепления;
- крутящий момент агрегата неполноценный;
- при использовании техники заметны посторонние шумы – стук, скрип и т. д.
Если вы заметили один или несколько таких признаков, следует проверить механизм сцепления. При продолжении эксплуатации неисправного трактора, он может быстро выйти из строя и потребовать сложного и дорогостоящего ремонта с заменой деталей и целых узлов.
Подготовка к проведению работ по регулировке сцепления
В первую очередь выберите удобное место, с ровным грунтом (при проведении работ на открытом воздухе), проверьте прогноз погоды, чтобы погодные условия не стали преградой для успешного ремонта техники. Если есть такая возможность – используйте специальное помещение для ремонта. Заглушите двигатель, обеспечьте полную неподвижность трактора, все операции по регулированию системы сцепления должны проводиться при технике в статичном положении.
Полезный совет: для проведения работ заручитесь поддержкой помощника. Вдвоем проводить все этапы регулирования сцепления МТЗ будет удобнее, проще и быстрее.
Трудиться стоит в спецодежде, с использованием необходимых СИЗ – перчаток, защитных очков, специальной обуви с жестким верхом, чтобы исключить травмы. Не забывайте использовать руководство пол эксплуатации – это поможет выяснить какие-либо нюансы процедуры настройки системы переключения передач.
Как регулировать лапки сцепления на МТЗ 80
Процесс настройки системы сцепления и регулировки механизма состоит из двух этапов. Первый – установка непосредственно лапок относительно ступицы корзины сцепления. Второй – регулировка хода педали, которая управляет муфтой сцепления.
Ключевые моменты регулировки
Чтобы система сцепления работала в штатном режиме, предусмотрен комплекс операций, который можно провести самостоятельно, руководствуясь списком, размещенным ниже и инструкцией к трактору. Как отрегулировать механизм методом изменения длины тяги?
- Первым делом открепите тягу рычага сцепления трактора, подготовленного к ремонтным работам.
- Для регулировки сцепления предназначен специальный болт, его необходимо выкрутить.
- Педаль управления муфтой сцепления установите в исходное положение – на длину полного хода, если замечено провисание – затяните болты.
- Далее следует открутить рычаг полностью. При этом вращение следует производить против часовой стрелки.
- Следующий момент – регулировка положения вилки рычага. Делать это следует так, чтобы сама вилка и отверстие рычага совместились.
- После уменьшите тягу на пять оборотов, соедините рычаг с вилкой.
- Проведите тестирование работы системы.
Если же регулирование работы системы не принесло результатов, следует отрегулировать лапки (изменить зазор между рычагами и выжимным подшипником).
Как отрегулировать лапки сцепления
Для начала проверьте зазор и освободите для себя рабочую зону. Для этого снимите люк муфты и поворачивайте коленвал до момента появления в зазоре отжимного рычага. Далее действуйте по инструкции:
- проверьте размер зазора щупом и определите нужна ли регулировка;
- в случае необходимости открутите контргайку на винте;
- используя отвертку с укороченной рукояткой, проверните винт до того момента, когда рычаг прижмет щуп к выжимному подшипнику;
- верните контргайку на место и затяните.
Проворачивая коленвал, повторяйте операцию по необходимости, пока все зазоры не будут отрегулированы. При изменении размера зазора погрешность не должна быть более 0,3 мм.
Полезный совет: во избежание путаницы при сборке после регулировки пометьте все элементы, которые были сняты.
Продлеваем срок службы сцепления трактора – советы
Сегодня вы узнали, как регулировать сцепление на МТЗ 80. Но стоит помнить, что своевременная профилактика позволит избежать необходимости проведения регулировки вне плана и срыва корректной работы сельскохозяйственной техники. Чтобы продлить срок службы системы сцепления, придерживайтесь простых правил:
- не забывайте о смазке узлов солидолов, делать это стоит не реже, чем 1 раз в 60 моточасов;
- проверяйте свободу хода педали, достаточно это делать через каждые 240-250 моточасов;
- не оставляйте без внимания размер свободного хода, его уменьшение сигнализирует об износе деталей;
- не стоит удерживать педаль сцепления нажатой долгое время;
- передвигайте муфту медленно и плавно, резкие движения способствуют преждевременному износу деталей;
- проводите проверку фрикционных накладок и своевременно их заменяйте.
Профилактические осмотры и плановое техобслуживание позволят сохранять технику в работоспособном состоянии максимально долго. А если что-либо все-таки повлекло поломку деталей или целых узлов трактора МТЗ 80 – обращайтесь в магазин https://belarus1.ru/ для их покупки по привлекательным ценам. Только оригинальные запчасти и обязательная гарантия.